(7 февраля) «Росcия должна развиваться на федеративных принципах»
Интервью с первым Президентом Республики Башкортостан М.Г.Рахимовым.
Russia should develop on federal principles
Interview with the first President of the Republic of Bashkortostan M.G.Rakhimov
-Глубокоуважаемый Муртаза Губайдуллович! ЕврАзЮж традиционно приглашает к беседе не только известных ученых-правоведов, юристов-практиков, но и государственных, общественно-политических деятелей. Что касается Вас, то у нас, у наших читателей, нет никаких сомнений в том, что Вы — для нашего специализированного политико-правового журнала представляете огромный неподдельный интерес.
—Чем Вы занимаетесь сейчас, когда около полутора лет Вы находитесь на заслуженном отдыхе?
-Большую часть рабочего времени посвящаю вопросам, связанным с деятельностью Благотворительного фонда «УРАЛ». Ежедневно изучаю материалы, связанные с тенденциями развития нефтяной и нефтеперерабатывающий отраслей. К этому обязывает должность заместителя председателя Совета директоров «Башнефти». Конечно, мне не безразлична ситуация в политической жизни страны и Башкортостана.
Так что рабочий день получается достаточно загруженным, хотя сейчас укладываюсь в 8 рабочих часов. Можно сказать, что график работы очень легкий. Есть возможность и домашними делами заниматься. После выхода на пенсию, впервые в жизни, купил собственный дом. А это значит, что постоянно приходится: то что-то подремонтировать, то участок в порядок привести. Так что скучать не когда.
—Скучаете ли по былому темпу работы, ответственности, кабинету своему, коллегам и соратникам? Со своими бывшими коллегами и подчиненными отношения поддерживаете?
-Да нет, и сегодня работы хватает. Те, с кем проработал не один год, постоянно заходят, звонят. Спрашивают совета, иногда помощь им нужна. Если у человека хорошее, дельное предложение, стараемся помочь.
-Ещё в октябре 2010 года вас выбрали председателем Совета Благотворительного фонда «УРАЛ». В чем была основная цель создания благотворительного фонда «УРАЛ»? Какие планы строите на ближайшие год-два? На что планируете обратить особое внимание?
-Осенью 2010 года три фонда: «Агидель», «Юрюзань», «Инзер» были присоединены к фонду «Урал». Таким образом был создан крупнейший на постсоветском пространстве благотворительный фонд с основным капиталом свыше 2 млрд. долларов США. Все эти фонды начали свою работу с марта 2006 года. Тогда в их распоряжение были переданы республиканские пакеты акций ряда предприятий ТЭКа Башкортостана. Цель этого шага заключалась в том, чтобы сделать более современной модель участия крупнейших предприятий региона в решении социальных проблем республики. Для повышения своей конкурентоспособности, как это делалось и по всей стране, эти предприятия старались минимизировать свои расходы на непрофильную деятельность. Экономически это было не просто оправдано, а необходимо, поскольку в рыночной экономике невозможно выжить, используя модели деятельности командно-административного периода.
Передав акции этих предприятий благотворительным фондам, для которых социально отвественная деятельность является основной, уставной, мы нашли оптимальную модель сочетания коммерческого интереса максимизации прибыли и общественного интереса – получения большего объема средств на решение задач социального характера.
Фонды начали свою деятельность с оказания адресной помощи детским домам, коррекционным школам-интернатам и детским санаториям. Дальше пошли проекты в сфере здравоохранения, развития инженерной инфраструктуры городов и районов республики, поддержке инициатив общественных организаций. Постепенно от небольших, локальных проектов перешли к более масштабным, уровня республики, а затем и общероссийского масштаба.
После продажи пакетов акций, несколько изменился характер работы с основным капиталом. Он остается в неприкосновенности, а на благотворительные цели идут проценты с депозитов, которые размещены в банках республики. И в этом случае фонд играет важную роль в стабилизации нашей региональной банковской системы. В условиях кризиса 2008 – 2010 годов, да и сейчас, когда периодически происходит отток капитала, наличие 63 млрд. руб., постоянно размещенных на счетах, сейчас уже 19 банков, это серьезный фактор поддержки не только наших финансовых учреждений, но и предприятий реального сектора экономики.
Консолидация активов четырех фондов позволила сократить административные издержки и повысить качество управления основным капиталом фонда. Кроме того, мы получили возможность концентрировать средства на главных направлениях деятельности и повысить эффективную отдачу от средств предоставляемой благотворительной помощи.
Теперь у нас сформировано семь основных направлений деятельности, идет работа по утвержденным годовым программам. В итоге, если в предыдущие года по многим проектам помощь была разовой и мы не всегда могли объективно оценить позитивные изменения произошедшие по итогам нашей поддержки. То сейчас ситуация совсем иная. Мы видим, как к примеру, растет число детей, которые приходят заниматься в секции по тем спортивным направлениям, где фонд системно работает. Мы можем отследить повышения качества предоставляемых медицинских услуг в клиниках, которым помогли. В сфере культуры, например, наша помощь стала ключевой в становлении проекта международного конкурса переводов с тюркских языков и позволила сохранить традицию проведения фестиваля русской песни и частушки в Белокатайском районе Башкортостана. С нашей помощью восстанавливается ряд исторических памятников, и десятков больных детей появилась возможность получить неотложную квалифицированную медицинскую помощь. Стабильную поддержку получают организации ветеранов и инвалидов.
О значимости фонда «УРАЛ» для республики говорит и такой факт: из 5,5 млрд. руб. благотворительной помощи, которая была оказана в Башкортостане в 2011 году, 3,8 млрд. руб. – это средства нашего благотворительного фонда.
А в 2012 году мы расчитываем увеличить этот объем до 4 млрд. руб. Причем особенно существенно в 2 – 3 раза мы увеличили объемы программ по образованию и здравоохранению. В этом году особый упор делаем на замену в больницах республики морально и физически устаревшего оборудования. Например, в начале февраля в клинике Башкирского медуниверситета запустили ангиографический комплекс уровня высших мировых стандартов. До этого аналогичные возможности диагностики и лечения у российских медиков были только в Санкт-Петербурге и Новосибирске.
Всего за 6 лет деятельности благотворительного фонда на социальные проекты было направлено свыше 14,3 млрд. руб. и в бюджеты всех уровней выплачено почти 15 млрд. руб.
—Муртаза Губайдуллович, Ваш уход с поста президента Республики Башкортостан стал для многих неожиданным и породил немало разговоров и слухов. В СМИ писали, что этот шаг стал результатом диалога с Кремлем. Что Вы на это скажете?
-Можно сказать, что это результат недостаточно активного диалога с Кремлем. Будучи Президентом Башкортостана неоднократно и четко заявлял, что это мой последний срок на этом посту и больше претендовать на него не намерен. Все же 20 непростых реформаторских лет во главе такого сложного многонационального региона как Башкортостан – это огромная нагрузка. Надо уже давать дорогу более молодым. До сих пор считаю, что в Москве несколько поторопились с кадровыми решениями. Там посчитали, что лучше дать новому руководителю время на адаптацию, чем приводить его осенью 2011 года, в разгар избирательной кампании.
Хотя опыт Татарстана показал, что более оптимальным было назначение главы региона, который до этого поработал в правительстве, хорошо знал все проблемы и возможности городов и районов республики.
Но ведь это сейчас очевидно, когда есть возможность сравнить. Летом 2010 года доводы Кремля казались вполне логичными и обоснованными.
В нашей системе очень важно иметь хороший рабочий контакт со всеми уровнями государственного и муниципального управления. Поэтому в интересах Башкортостана было согласовать кандидатуру, поддержанную на всех уровнях.
-Кстати, о Рустэме Закиевиче Хамитове. Не раз в СМИ назывались различные фамилии тех, кто сменит Вас, в том числе — Радий Хабиров, но фамилии Хамитова почему-то не упоминалось. Ваше мнение по этому вопросу.
-Назывались и другие фамилии, не менее квалифицированных и опытных руководителей, способных возглавить республику. Считаю, что такого рода назначения должны быть более предсказуемы. Руководители, жители региона лучше воспринимают лидера, который уже хорошо знаком, понятен им, на деле показал, как он умеет решать социальные и производственные проблемы, подбирать кадры. Если руль государственной машины слишком резко и неожиданно поворачивать, то велик риск и перевернуться.
—Как Вы считаете, насколько положительно относятся в республике к закону, упраздняющему пост президента в национальных республиках?
-У башкир есть поговорка: я мулла, ты мулла, а сено кто коню даст? Людям, по большому счету, все равно как называется первое лицо республики, главное, чтобы его работа приносила пользу и позволяла решать актуальные проблемы региона. Но есть нюансы в этом вопросе. Первый, политический. А почему в федеративном государстве надо проводить жесткую унификацию по этому вопросу, который напрямую не влияет на характер распределения полномочий. Почему регионам отказано самим решать, как называть должность руководителя? Второй, юридический. В конституциях большинства республик было закреплено, что во главе этого субъекта федерации стоит президент. Понимаю, когда федеральная конституция и региональная вступают в противоречия. Здесь надо соблюдать приоритетность. Но почему любой федеральный закон может с легкостью отменять нормы региональных конституций? Здесь, на мой взгляд, или надо было вносить соответствующую норму в федеральную конституцию или сначала предложить всем республикам сделать соответствующие изменения, а уж потом принимать такой закон на федеральном уровне. Глубоко убежден, что Российская Федерация должна строится именно на федеративных принципах. Мы слишком большая страна для унитаризма. И вся наша история доказывает, что при таком многообразии народов, традиций, конфессий, экономических укладов, природных зон должен быть гибкий подход к построению государственной системы России.
—Муртаза Губайдуллович, что Вы как Первый Президент РБ можете поставить себе в заслугу? Есть то, о чем Вы жалеете?
-Воздавать по заслугам – это удел наших потомков, недаром говориться, что большое видится на расстоянии. Только практика нашей жизни покажет, что было сделано удачно, а в чем мы не доработали. А жалеть можно, когда уже ничего не исправишь. Пока есть силы, возможности, надо делать, добиваться того, что считаешь необходимым создать.
—В конце прошедшего года исполнится ровно 20 лет существования СНГ, стало быть и распада Советского Союза. В связи с этим хочется спросить у Вас без обиняков, что означал и означает лично для Вас СССР? Вопрос, возможно несколько ностальгический, но, тем не менее, думается важный для понимания душевных и умственных чаяний миллионов людей, когда-то населявших нашу единую, многонациональную и дружную страну. Как Вы оцениваете итоги пройденного пути государствами-участниками Содружества в течение двух десятилетий?
-СССР – это страна, где родился, вырос, это Победа в самой тяжелой за всю историю человечества войне, это развитие промышленности в Башкортостане, это большая часть моей жизни.
Когда шел Новоогаревский процесс, то у всех его участников было искреннее стремление сохранить Союз, сделать его более приспособленным к современным реалиям, комфортным для людей, народов, проживающих в нем. Не от нас зависел его распад. Если помните, то во время референдума о судьбе Союза мы много сделали для того, чтобы в республике получить народную поддержку идее его сохранения.
Но, что случилось, уже назад не вернешь. Надо было жить, решать сложные проблемы дальше. Поэтому мы очень вдумчиво подошли к анализу Федеративного договора, ставшего затем основой Конституции страны и принципов региональной политики в государстве. Наша цель была в том, что этот Договор должен стать не формальным документом, а руководством к действию, действительно сплачивающим компромиссным политическим решением. С одной стороны, ситуация требовала быстрого его принятия, но с другой, он не должен был быть поверхностным, не проработанным, не способным заложить прочный фундамент федеративного государства. Мы изначально были за федеративное соглашение. Вместе с тем, постарались более глубоко и детально проработать его ключевые положения. Поэтому и появилось Приложение от Республики Башкортостан к этому Договору.
В нем мы конкретизировали распределение полномочий центра и республики. Это помогло нам и федеральному руководству, в условиях экстренного реформирования экономики и социальных отношений сохранить стабильность в Башкортостане и смягчить негативные последствия «шоковой терапии».
В Башкортостане сохранены многие достижения, сделанные в период существования СССР и сегодня регион готов быть активным участником экономической и культурной интеграции на постсоветском пространстве. Практика сохранения и развития устойчивых связей Башкортостана с Беларусью и Казахстаном наглядно свидетельствует об этом.
-Пожалуйста, расскажите подробнее, что для Вас означает евразийская мысль, добавил бы еще евразийская правовая мысль, евразийская экономическая мысль? Какое место, на Ваш взгляд, они занимают в евразийских судьбах России, СНГ?
-Не считаю себя юристом. Всю жизнь остаюсь хозяйственником, практиком. Поэтому и оцениваю ситуацию на евразийском пространстве с этих позиций. Мы долгое время жили в едином государстве, в нем создавали единый хозяйственный комплекс, общее культурное и правовое пространство. И практика этих дел наглядно продемонстрировала эффективность такого подхода. Считаю, что в условиях глобализационных процессов, интеграционные инициативы, продолжающие вековые традиции взаимодействий народов, живущих в центре Евразии просто необходимы, они выгодны всем взаимодействующим сторонам и повышают их конкурентоспособность на международной арене.
—Как Вы оцениваете современное состояние и перспективы нашего Содружества? Какие серьезные ошибки и просчеты мешают его развитию на разноуровневых интеграционных процессах (ЕврАЗЭС, ЕЭП и т.д.)? Насколько положительным с позиций евразийской интеграции может на Ваш взгляд создание евразийского союза?
-Наличие политических договоренностей на уровне правительств – это очень важный шаг на пути к созданию единого экономического пространства. Однако мощь, крепость этому процессу создает множественность взаимодействий на уровне регионов, предприятий, граждан. На мой взгляд, упор сегодня надо сделать именно на серьезное увеличение контактов такого рода. И не только экономических. Для создания атмосферы доверия и взаимопонимания очень важны социальные, культурные, спортивные взаимодействия. Проще договориваться о коммерческих проектах, когда есть основа для межличностных взаимодействий, когда предприниматели приезжают не в чужое для себя общество, государство.
Приведу пример, в 2011 году Благотворительный фонд «УРАЛ» поддержал проведение первого Международного конкурса переводов с тюркских языков и очередного Межрегионального праздника русской песни и частушки. На этих форумах были представители наших государств. Было очень заметно насколько востребовано такое общение, насколько близки мы в своих стремлениях и ценностных основах.
А это как раз тот фундамент, на котором можно строить все другие отношения. Не случайно на международных форумах в Давосе ценностные основы и противоречия находятся в центре внимания деловых кругов. Чтобы договорится надо общаться в категориях и терминах понятных партнерам. Вот здесь у нас заметных расхождений с Казахстаном и Беларусью пока нет. Есть отдельные нюансы отношений, но коренных, непреодолимых расхождений, на мой взгляд, пока нет.
Поэтому надо максимально полно использовать потенциал диалога и взаимного притяжения.
-Российская Федерация — уникальное в своем роде многонациональное государство. Что Вы думаете о проводимой в последнее время национальной политике в нашей стране и в Республике Башкортостан?
-На федеральном уровне формирование единой национальной политики – это уже большая проблема. Как бы не прятались от этого вопроса, не закрывали экономическими категорями, не трансформировали в проблему взаимодействия центра и регионов, эта проблема остается и она является злободневной.
Надо сказать, что на уровне регионов Российской Федерации накоплен большой опыт формирования и реализации национальной политики. К нему надо присмотреться и лучшее взять за основу для выработки принципов и практической реализации общефедеральной национальной политики.
В России много народов, они не похожи друг на друга. Но в этом не слабость, а сила нашего государства. Во-первых, мы дополняем друг друга, перенимаем лучшие, жизнеспособные традиции, позволяющие совершенствовать национальную культуру, язык, экономические отношения. Во-вторых, в стране различные условия проживания людей. А каждый народ за века своего существовавния создал ту модель развития, которая в наибольшей степени адаптирована к природно-географическим и экономическим условиям, в которых этот народ сформировался и развивался.
Вот с этим в обязательном порядке надо считаться. Не могут на Чукотке жить так как в Москве, а в Башкирии так как в Псковской области, к примеру. Не надо ко всем подходить с унифицированными мерками.
В Башкортостане мы всегда старались соблюдать паритет, предоставлять возможности для развития всем народам. Посмотрите у нас, например, темпы прироста населения у марийцев выше, чем в Марий-Эл. Белорусы и украинцы сохранили свои культурные центры. Динамично развивается татарский этнос. Башкиры получают прекрасные возможности для развития своего языка, национальной культуры. Любой русский, даже приезжающий из других регионов, не ощущает себя дискомфортно.
В республике создана своя модель межнационального взаимодействия, устраивающая абсолютное большинство жителей региона. Это большая ценность, которой необходимо дорожить.
Да, мы живем в Башкортостане и это накладывает свою специфику на национальную политику, как впрочем и в Татарстане, Оренбургской области, да и в любом регионе России. Это надо хорошо понимать. Поэтому важно четко расставлять приоритеты, не поддаваться на популистские призывы. Нужна последовательность и дальновидность.
К сожалению, в последние годы, стали приниматься решения продиктованные не глубоким анализом происходящих процессов, а сиюмитными, зачастую поверхностными интересами и представлениями о реальной ситуации. Многие конфликты, которые нашли свое позитивное решение, поскольку мы устранили объективно существовавшие проблемы, сейчас опять возобновляются. Причем происходит это потому, что власть пошла на поводу у активных одиночек-радикалов, которые выставляют себя в качестве выразителей интересов всего народа.
Вот это мне совершенно непонятно. Как можно принимать государственные решения на основании непроверенной информации в блоге или только потому, что несколько граждан, не имея для этого никаких полномочий, начинают делать заявления от имени сотен тысяч представителей своего этноса. Все же национальная политика должна учитывать интересы реального большинства, а не публицистов, мнящих себя выразителями народный чаяний.
Пока популизм, совершаемые ошибки в вопросах проведения национальной политики на уровне нашей республики только формируют базу массового недовольства. Но их лучше устранить сегодня, чем завтра получить межнациональный конфликт. И соответсвующие решения не стоит затягивать на долгое время.
—Что положительного, по Вашему мнению, сделано в Республике Башкортостан после июля 2010 г.?
-Положительного? Много слов сказано о том, что было плохо, в каком направлении надо двигаться. Но вот реального движения вперед нет. Вслед за критикой, что у нас не очень хорошие социальные показатели, началось сползание вниз. Говорится, что надо заниматься социальными проблемами граждан, строить жильё и тут же перестают финансировать республиканскую программу малоэтажного строительства для бюджетников «Свой дом». Поселки оказываются без дорог, без доработанной системы инженерных коммуникаций, прекращается строительство там школ и детских садов.
Разбазарили многие наработки и оправдавшие себя модели реализации аграрной политики. Мне не понять, как говоря о развитии инновационных производств, ликвидировать уже налаженной цикл сборки в республике современных комбайнов.
Разогнали многих руководителей, профессионалов своего дела. Сейчас начали восстанавливать, то что бездумно поломали. Но время уже ушло. В красивые обещания власти, не подкрепленные делами, верят все меньше жителей республики.
—Как вы оцениваете состояние мировой экономики в целом, закончился ли мировой кризис? Что следует ожидать здесь в ближайшей и дальней перспективе? Как Вы считаете, будет ли иметь начавшийся пару лет назад мировой экономический кризис свое продолжение? Что необходимо предпринимать для его предотвращения?
-Кризис, начавшийся в 2008 году, уже закончился. Но многие причины, вызвавшие его не устранены. Огромные государственные и частные долги в развитых странах, проблемные кредиты, переоценка активов очень многих крупных транснациональных кампаний, да и ряд других факторов заставляют осторожно оценивать перспективы дальнейшего развития.
Кроме того, сейчас есть новые проблемы. В сфере кредитования прошла пора дешевых заемных средств. Обострение противоречий в целом ряде ключевых регионов мира серьезно повысило как экономические, так и политические риски. Значительный рост производства в Китае, Бразилии, Индии и в ряде других стран, серьезно нарастивших свои индустриальные возможности меняет ситуацию на рынках сырья, рабочей силы и готовой продукции. Глобализационные процессы создали не только новые возможности, но и новые проблемы, в том числе и для развитых стран.
Исходя из оценки всех этих событий, очередной мировой кризис не кажется худшим выходом из накопившейся массы противоречий. Было бы просто замечательно, если бы конкуренция стран и транснациональных корпораций ограничивалась мирным соперничеством. Но сегодня высоки риски развязывания больших войн. Посмотрите на ситуацию вокруг Сирии, Ирана, на африканском континенте. Там за каждой из противоборствующих сил стоят серьезные силы. И мы видим, что не всегда срабатывают механизмы сдерживания, которые есть у международных организаций.
Поэтому сегодня очень сложно прогнозировать экономические тренды. Запас прочности у нашей экономики должен быть настолько мощным, чтобы можно было адаптировать её к любому повороту событий. И основную ставку надо делать на внутренние возможности развития, поскольку внешние факторы слишком мобильны и уязвимы для того, чтобы считать их базисным фундаментом экономической модели.
Надо в первую очередь стимулировать свой бизнес. Внешний капитал придет не туда, где усиленно предлагают ему преференции, а где он будет видеть стабильность и устойчивый рост. Можно сегодня заимствовать инновационные технологии, но в постиндустриальной реальности выигрывает тот, кто сам их создает, имеет постоянно действующий механизм, рождающий научные открытия, передовые методы управления, инновации в производстве и социальной сфере.
Мы об этом много и долго говорим. Но пока мало делаем для создания среды, в которой основной доминантой стал бы мотив развития, созидания, труда.
Потребление сегодня является главным стимулом развития экономики и мы постоянно сталкиваемся с издержками этой модели. Кризисы перепроизводства, появление и стимулирование асоциальных моделей спроса, разрушение природной среды и многие другие проблемы современного общества напрямую связаны с выбранной траекторией развития.
Мы в Башкортостане в течение 20 лет делали ставку на бизнес, руководителей, которые проявляли искренний интерес к развитию городов и районов региона. Для нас было очень важным, чтобы каждый почувствовал, что его труд, вклад в общее дело создает новые комфортные условия для развития всего социума территории. Поэтому основной приоритет был отдан качественному преобразованию социальной среды.
В итоге мы не только сохранили человеческий капитал, во многом мы модернизировали его составные элементы, перестроили сознание людей с планово-распределительной системы на рыночно-производящую. Хотя, конечно, этот процесс и не мог быть закончен в столь короткие сроки. Здесь требуется последовательность, продолжение начатой работы. К сожалению, сейчас вижу откат по многим позициям социального развития региона. Закрываются школы на селе, ухудшается качество оказания медицинской помощи, нет достаточной поддержки при строительстве социальных объектов. Может сегодня это и не всем заметно, но последствия этих негативных тенденций обязательно проявятся.
Человек, его квалификация, мотивация деятельности, стремление воспроизвести вокруг себя комфортную среду обитания, вот что является решающим фактором созидания в постиндустриальную эпоху. Пойдем в этом направлении – сможем не просто противостоять различным кризисам, но и стать локомотивами мирового экономического процесса. Будем оценивать наши перспективы через модели максимизации прибыли, монетарных теорий, математических вычислений трендов движения валют – навсегда останемся заложниками спекуляций и «мыльных пузырей» фондового рынка.
-Россия и Казахстан являются давними деловыми партнерами, в том числе и в инвестиционной сфере. По экспертным оценкам, Казахстан является самым активным инвестором на постсоветском пространстве после России. Между нашими странами заключен ряд соглашений, направленных на стимулирование притока взаимных инвестиций и усиление механизмов защиты прав инвесторов. Как Вы оцениваете перспективы приграничного, в том числе, и инвестиционного сотрудничества между Казахстаном и Башкортостаном?
-Перспективы выглядят оптимистично. Но есть ряд существенных проблем, тормозящих этот процесс. В наших странах изменения идут гораздо быстрее, чем налаживаются новые коммуникационные связи. Мы сегодня очень мало знаем друг о друге. Во многом наши представления опираются на предыдущий опыт или стереотипы, навязываемые через СМИ. В России и Казахстане реформы шли не просто и реализовывались несколько разные модели. С созданием единого экономического пространства вроде и должна происходить синхронизация правовых норм, но мы с вами прекрасно понимаем, что реальная практика и кодифицированное законодательство не всегда совпадают.
Для активизации сотрудничества нужны проводники, шерпы, которые пользовались бы доверием с обеих сторон. Эти структуры смогли бы минимизировать риски и затраты на реализацию совместных проектов или инвестиционных стратегий на территории соседей как российских, так и казахстанских деловых кругов.
На мой взгляд, здесь решающее слово могут сказать организации деловых людей: Торгово-промышленные палаты, общественные объединения предпринимателей. Увеличение числа межгосударственных комиссий, наднациональных бюрократических институтов только осложнят бизнесу ситуацию. Рамочные решения на уровне правительств – необходимы, но практика деловых контактов должна быть передана в руки самих коммерческих структур.
-Насколько соответствующей необходимости и чаяниям граждан России Вам представляется идея возврата к прямым выборам глав регионов, озвученная недавно на высшем уровне? Нет ли у Вас желания баллотироваться в президенты РБ после принятия соответствующих законопроектов?
-Руководителей регионов, депутатов Совета Федерации надо избирать на прямых выборах. На местном уровне депутаты должны быть представлены только лично, избираться по мажоритарным округам. На выборах в Государственную Думу можно вернуться к формуле 50 на 50, от федеральных партий и местных сообществ.
По мне вопрос закрыт. Неоднократно говорил, что больше на пост руководителя региона выдвигаться не буду. Но, поддержу кандидатуру компетентного, хорошо знающего республику хозяйственника.
-Нужны ли, по Вашему авторитетному мнению, прямые выборы глав администрации городов?
-Не только. Убежден, что мы также должны прийти к выборам местных судей и руководителей местных правоохранительных органов. Это важно для формирования баланса полномочий и ответственности. Когда руководитель понимает, что он ежедневно на виду у людей, имеющих право и отказать ему в доверии, это очень сильный стимул напряженно работать.
-Каким Вы видите Башкортостан и Россию через 30 — 50 лет?
-Это вопрос для фантастов. Сегодня мы не в состоянии предугадать, изучить все факторы, которые будут влиять на ситуацию на протяжении этой дальнесрочной перспективы. Меня больше интересует, что надо сделать сегодня. Есть неотложные задачи, требующие серьезного к ним подхода.
На первом месте – выстраивание подлинно федеративных отношений. Каждый уровень власти должен четко работать в рамках своих полномочий, ответственности и достаточного объема ресурсов. В такой огромной стране, как Россия, неэффективны унифицированные подходы к регионам, требуется, чтобы в каждом городе, деревне был руководитель, который чувствовал себя рачительным и ответственным хозяином. С него должен быть двойной спрос: как со стороны избирателей, народа, так и с уровня вышестоящей власти. Вот тогда мы сформируем систему, способную быстро реагировать на острые проблемы, хорошо знающую текущую ситуацию и заинтересованную развивать каждый уголок нашей необъятной страны.
Чтобы уверенно смотреть в будущее сегодня надо создавать адекватную вызовам времени систему управления.
-В недавнем прошлом Фонд «Урал» заявил, что пересмотрит свои взаимоотношения с «Салаватом Юлаевым», вы добивались включения своего представителя в его наблюдательный совет. Решился ли вопрос?
-Подвижки здесь идут, но, к сожалению, не так быстро, как требуется, поэтому клуб переживает определенный кризис. «Салават Юлаев» — это достояние республики, его традиции формировали поколения руководителей, тренеров, игроков. Мы свои обязательства выполняем в полном объеме, но нам не безразлично насколько эффективно и грамотно используются наши средства, поэтому вопрос контроля за целевым характером их применения был, и будет стоять в дальнейшем. Это нормальный, принятый везде подход – генеральный спонсор должен принимать участие в выработке стратегии развития спортивного клуба, а иначе в чем смысл его, скажем прямо, весьма больших вложений в этот проект. А поскольку от фонда клуб получает средств несоизмеримо больше, чем со всех остальных источников, то вполне логично, что и в Правлении этой автономной некоммерческой организации мы должны быть представлены в аналогичной пропорции.
– Следите ли Вы за ходом хоккейного чемпионата? Почему Вас последнее время не видно на играх? И как Вы думаете, почему наша команда «Салават Юлаев» так плохо сыграла в этом плей-офф КХЛ?
-Если не показывают по телевизору, это не значит, что не хожу. Бывает, что дела не дают возможность успеть прийти на матч, но большую часть игр наблюдал с трибуны Уфа-Арены.
Побеждают команды, которые объединены целью победы. Когда все в республике совместно помогали команде, Салават Юлаев побеждал. Не вижу необходимости здесь вдаваться в тонкости процесса, скажу лишь только: если хоккеем серьезно заниматься, а не пиариться на его фоне, не мешать тем, кто реально создает условия для развития клуба, успехи вновь будут.
Как вы относитесь к футболу? Каким видите будущее футбольного клуба «Уфа»?
Это вопросы к руководству данного клуба.
– Многоуважаемый Муртаза Губайдуллович, в заключение хотелось бы задать наши традиционные вопросы. Евразийский юридический журнал является ведущим русскоязычным журналом в евразийском, пространстве. Что хотели бы Вы пожелать редколлегии, авторам и читателям Евразийского юридического журнала, являющегося ведущим общим русскоязычным юридическим журналом в евразийском правовом пространстве?
-Вы взялись за очень благородное и важное дело. Наши народы только выиграют от развития экономических, научных, правовых, культурных, информационных, межличностных взаимосвязей. Хочется пожелать, чтобы вы не останавливались на выбранном пути, и у вас хватило сил, знаний, возможностей выполнить поставленную перед собой задачу
Беседовали:
Шайхуллин Марат Селирович, кандидат юридических наук, доцент, директор Евразийского научно-исследовательского института проблем права;
Рагулин Андрей Викторович, кандидат юридических наук, доцент, руководитель центра исследования проблем организации и деятельности адвокатуры Евразийского научно-исследовательского института проблем права.
Справка Представителя ИД ”Право и государство-пресс” по Республике Башкортостан и Республики Татарстан Файзуллин Г.Г.: первый Президент Российской Федерации Ельцин Б.Н., первый Президент Республики Татарстан Шаймиев М. Ш., первый Президент Республики Башкортостан Рахимов М.Г. и руководители других субъектов Российской Федерации в конце ХХ века внесли свой неоценимый вклад в образовании обновленного федеративного государства в многонациональной Российской Федерации.
Нынешнее политическое руководства Российской Федерации, будучи легитимными приемниками предыдущей государственной власти как федеральном так и регинальных уровней принимают решительные меры по соблюдению незыблемости одного из основопологающего принципа правового государства-федерализма, обладающего важнейшим фактором по обеспечению устойчивого развития Российской Федерации в ХХI веке.
Муртаза́ Губайду́ллович Рахи́мов (башкир. Мортаҙа Ғөбәйҙулла улы Рәхимов), 7 февраля 1934 г , деревня Таваканова , Кугарчинский район, Башкирская АССР, российский государственный и политический деятель, первый Президент республики Башкортостан (с 12 декабря 1993 по 15 июля 2010 года, является Председателем Совета Благотворительного фонда «УРАЛ»).