Башкиры (самоназвание — башкорт) – коренное население Башкирии (Башкортостан), входит в состав тюрко-угорского этнического мира. Общая численность составляет около 1,5 млн. чел. Башкиры – титульный этнос России.
В пределах Башкортостана проживает около 2/3 всего башкирского населения России. В Российской Федерации живут в основном в Татарстане, Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской и Тюменской областях. Расселены также в странах Средней Азии и Казахстане, на Украине. В антропологическом отношении неоднородны. Часть относится к субуральскому типу переходной уральской расы, на северо-западе этнической территории – к восточно-европейскому типу среднеевропейской расы, восточные башкиры близки представителям южно сибирской расы.
Язык башкирский, принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков. Разделяют два диалекта: южный (юртматинский) и восточный (куваканский). Значительное число башкир считает родным восточный диалект татарского языка. Письменность на основе русского алфавита.
По вероисповеданию башкиры – мусульмане-сунниты.
Этнос складывался на протяжении нескольких веков на основе коренных финно-угорских и кочевых тюркоязычных племен с активным участием булгарского компонента. К концу XV-нач. XVI вв. окончательно сложилась башкирская народность и сформировались её основные этнические признаки.
Ещё в 1980-х более 40% башкир были заняты в сельском хозяйстве; в настоящее время этот показатель значительно снизился. Положительным фактором устойчивости этноса является и то, что башкиры достаточно равномерно втягиваются во все отрасли городского хозяйства. Башкиры традиционно были одним из самых «эндогамных» (замкнутых в брачном отношении) этносов России. С 20-х годов ХХ в. ситуация стала изменяться. В настоящее время до половины горожан и около 15% сельских башкир состоят в национально-смешанных браках, в основном с татарами и русскими.
Башкиры в Татарстане
Башкиры – народ с глубоким историческим прошлым. География их распространения обширна, история развития глубинна и интересна. Представители башкир, как Башкорт хан, Кул Гали, Салават Юлаев, Ахметзаки Валиди и многие другие оставили неизгладимые следы в истории не только своего народа. Знаменитые творения, как «Урал-батыр», «Акбузат», «Кысса и Юсуф», «Идегей и Мурадым», «Салават батыр» и множество других – это сама жизнь, процессы развития, формирования ныне существующего башкирского народа, корни которого уходят за тысячелетия. Истории известны Башкорт хан, ханы Волжской Болгарии из башкир, Кул Гали свою знаменитую поэму творил в Болгарах, а тысячелетняя Казань притягивала башкир всегда, как научный, культурный, торговый центр.
Впоследствии здесь увидели свет многие труды видного ученого Р.Фахретдинова, свою жизнь отдал борьбе за здоровье казанцев ученый-просветитель, главный врач Александровской больницы М. Кулаев, была создана народным артистом Г. Альмухаметовым совместно с С. Габаши и В. Виноградовым опера «Сания». Далее эстафету приняли ныне художественный руководитель Казанского хореографического училища, народная артистка Российской Федерации, Республик Башкортостан и Татарстан, профессор Юлтыева Н.Д., председатель Правления Союза художников Республики Татарстан в 1993-2009 г., лауреат Государственной премии им. Г. Тукая, заслуженный художник Российской Федерации, народный художник Татарстана Абзгильдин А.А., заслуженный художник Республики Башкортостан Имашев Р.Ф., народная артистка Республики Татарстан Исангулова Г.С. Этот перечень имеет продолжение в лице заслуженного архитектора Республики Татарстан Юлдашбаева Р.К., Султанова А.С. – заслуженного строителя Республики Татарстан, заслуженного деятеля искусств Татарстана, ведущего хореографа знаменитого театра им. Г. Камала Аминевой С.С. и многих молодых людей. Они продолжают сегодня добрые традиции башкирского народа творить, служить людям, независимо от местонахождения, местопроживания.
ХХ век для российских народов принес новые территориальные границы, при определении которых Советской властью не везде были учтены историческая национальная принадлежность определенной части населения России. Так башкиры оказались в Татарстане, Оренбургской, Самарской, Челябинской и других областях. Поэтому, башкиры Республики Татарстан в настоящее время представляют исконных и приезжих в разное время в поисках счастья и знаний башкир, вплоть до настоящего. О тесных многовековых связях башкир с древней Казанью говорят названия улиц столицы Татарстана Уфимская и Салавата Юлаева (Советский район), Башкирская и Сибай (Приволжский район), а названия кафе «Юрюзань» и много других примеров – это свойство открытости башкирской культуры для других национальных культур и является примером интеграции культур народов.
Каждый человек носитель тех или иных свойств своих родителей и прародителей. Родное — есть родное. Оно в душе, в каждой клетке. Оно – стержень в жизни. Чувство родства с души выбивается не за один прием. Выбивается ли вообще до конца? В начале 90 –х годов прошлого столетия, в пору зарождения новой эпохи в истории человечества, в частности в истории советского народа, произошел вплеск этнических чувств у каждого гражданина советской страны. Возникли первые национально-культурные общества с целью возрождения самобытности, почти утраченных родных языков, культур, обычаев. История Курултая башкир Татарстана берет начало именно с этого времени.
Башкирское общество в г. Казани было создано в 1992 году. В том же году в Набережных Челнах, где насчитывалось около десяти тысяч башкир, по инициативе Л. Габбасовой родом из г. Сибая возникла национально-культурная община «Юлдаш».
При поддержке городской администрации города Набережные Челны башкирская община «Юлдаш» с самого начала заработал вдохновенно, бойко, открыв друг за другом три воскресных класса, сформировался фольклорный ансамбль «Гульназира», которая в 2008 году стала народным. Работа общества особо оживилась с предоставлением комнаты для общины в Доме дружбы «Родник». Здесь имеется небольшая своя бибилиотека, красочная юрта, стенды, костюмерная, проводятся обучение технике игры на курае, кубызе, репетиции, вечера и просто встречи. Есть хороший общий зал и кафе для мероприятий.
На основе закона РФ «О национально-культурных автономиях» в 1998 году в Нижнекамске был создан «Башкирская национально-культурная автономия «Урал» города Нижнекамска», а казанская и набережночелнинская организации были перерегистрированы под названиями «Национально-культурная автономия башкир г. Казани» в 1999г и «Башкирская национально-культурная автономия «Шоңҡар» города Набережные Челны» в 2000г. В настоящее время при ней работает воскресный класс, фольклорный ансамбль.
В мае месяце 2003 года местные национально-культурные автономии, объединившись, созвали курултай-съезд башкир Республики Татарстан, на котором была положена основа будущей Национально-культурной автономии башкир Республики Татарстан — Курултая башкир Республики Татарстан. Поддержка руководства обеих республик – Башкортостана и Татарстана дала возможность провести этот форум на высоком уровне. Был избран Совет Курултая башкир и состоялись выборы делегатов на предстоящий 11 Всемирный Курултай башкир. Создание Совета Курултая башкир на республиканском масштабе вывело башкирские автономии на более высокий уровень развития. Далее одухотворенные участием в работе Всемирного Курултая башкир, прошедшего в июне месяце 2003 года в городе Уфа, делегаты от национально — культурных организаций оживили работу на местах, создавая совместно с другими подобными обществами атмосферу дружбы и доброжелательности в Татарстане.
Национально-культурные образования башкир открыты для всех, кому близки культура, искусство башкирского народа. Вечера «Етегән шишмә», прошедшие во Дворце г.Нижнекамска в ноябре 2003 года, в 2007 году, вечер встречи в казанском доме дружбы в 2006 году собрали, вечера «Яҡташтар» в Набережных Челнах объединяют не только башкир, но и выходцев из Башкортостана, которым дороги башкирские пляски, песни, мелодии курая и живы трепетные чувства по Родине.
Своеобразным актом безвозмездной помощи и доброжелательности стали осмотр и диагностирование специалистами Уфимского офтольмологического центра под руководством заслуженного деятеля наук РФ и РБ, академика Академии наук РБ Азнабаева М.Т. около четырехсот человек в течение четырех дней в Набережных Челнах в мае 2003 года и около шестидесяти человек в Казани в 2005 году.
Со дня своего основания члены национально-культурной организации башкир Набережных Челнов мечтали об открытии башкирской школы. Эта задача стала приоритетной для Совета Курултая башкир Республики Татарстан со дня своего создания. Для претворения данной цели в жизнь в течение не одного года шла скурпулезная работа на разных уровнях с привлечением руководителей соответствующих ведомств, влиятельных лиц. Не раз состоялся серьезный разговор представителей Курултая башкир РТ и членов Исполкома Всемирного Курултая башкир с заместителем главы администрации Ф.З. Мустафиной об открытии башкирской школы.
Долголетнее упорство, старания общественников увенчались успехом в «год Салавата Юлаева» — 25 мая 2004 года Глава городской администрации Халиков И.Ш. подписал Распоряжение №158 об окрытии средней общеобразовательной башкирской школы в городе Набережные Челны. В сентябре 2004 года башкирская школа начала работать на базе средней школы №11 с целью отделения в дальнейшем в самостоятельную башкирскую школу. Учащиеся этой школы в дальнейшем стали призерами разных конкурсов и олимпиад по башкирскому языку, участниками конференций, выпускники поступают в ВУЗы Башкортостна. В ноябре 2007 года в ответ на ходатайство Курултая башкир Татарстана на имя Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова Правительство Республики Башкортостан безвозмездно предоставил для школы новый автобус марки ПАЗ.
Ни один народ не может существовать в изоляции от других. Интеграция происходила всегда, ее интенсивность неразрывно связана с развитием, цивилизацией общества. В связи с этим сохранение нации довольно трудо — и финансовоемкая задача, решение которой во все времена требует деликатного, бережного отношения. Сохранение культуры, родного языка, традиций и обычаев, почитание знаменитостей своего народа – это один из путей сохранения нации.
Легендарный Салават всегда был символом стойкости и единения не только для башкирского народа. Башкиры гордятся им. Носить его имя всегда было достоинством для башкирских мужчин. В 2004 году Республика Башкортостан отметила 250 летний юбилей своего батыра. От этого праздника не остались в стороне и башкиры Татарстана. Набережночелнинская автономия провела конкурсы, чтения, члены казанской организации посетили г. Палдиски Эстонской Республики, возложили цветы памятнику Салавата, осмотрели место ссылки, встретились с работниками музея, башкирами и татарами Эстонии. Приняли участие на вечере поэзии Г. Тукая. Итоговым мероприятием, посвященным юбилею героя башкирского народа, явились торжественные вечера с участием башкирских и татарских ученых в городах Казань, Набережные Челны и Нижнекамска.
Национально-культурные организации башкир Татарстана активные участники праздников и многих мероприятий, проходящих в республике. 2005 году тысячелетию города Казани была посвящена выставка работ непрофессиональных башкирских художников Татарстана Баширова Я.А., Сабитовой Лилии, Мухаметшиной Адили на открытии которой приняли участие член Исполкома Всемирного Курултая башкир профессор Азнабаев М.Т., председатель Союза художников РТ Абзгильдин А.А., заслуженный художник РБ Имашев Р.Ф., руководство Республики Татарстан.
Украшением праздника тысячелетия, прошедшего 27 августа 2005 года стала прекрасная юрта, подаренная башкирам Татарстана Президентом Республики Башкортостан М.Г. Рахимовым. Муртаза Губайдуллович на земле соседей, в башкирской юрте, вместе с башкирами Казани принимал высокопоставленных гостей праздника. Одним из высоких гостей был был Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев.
В Татарстане на республиканском уровне функционирует 13 национально-культурных автономий, среди которых Курултай башкир – одна из передовых организаций. Вечер, подготовленный на базе Антологии башкирской поэзии (ноябрь 2005 г.), оставил неизгладимое впечатление у представителей многих автономий. Вечер был ими оценен очень высоко.
Курултай башкир Республики Татарстан строит свою деятельность в тесном контакте с ведомствами обеих республик. Так общими усилиями в 2007 году были проведены ряд мер и торжественное заседание Курултая в городах Казань, Набережные Челны, а в Нижнекамске торжественный музыкально-литературный вечер «Етегән шишмә», посвященных к 450-летнему юбилею добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства. В 2009 году впервые был организован фестиваль искусств башкирских детей Татарстана, который получил дальнейшее продолжение.
В работе Курултая башкир Татарстана, прошедшем в 2010 году в Казани участвовали делегаты из 10 регионов Татарстана, шесть из которых в дальнейшем приняли участие в работе Третьего Всемирного курултая башкир в г. Уфе.
Общественная работа является частью нашей жизни, участие в ней дает возможность сопережевать события вместе со всеми, участвовать в решении всевозможных проблем. Поэтому башкиры Татарстана проявляют активность и в реализации мероприятий по Соглашению о сотрудничестве между Республиками Баш-кортостан и Татарстан, подписанному в декабре 2010 года, чему подтвеждением является участие башкир Татарстана на Днях культуры Башкортостана в Татарстане в сентябре 2011 г. Долголетие, устой-чивость культур этноса зависит от самосознания его представителей. Фор-мирование же самосознания само зависит от очень многих факторов. Когда говорим, что основ-ной целью деятельности национально-культурных автономий башкир являются сохранение родного языка, общение на нем, сохранение и развитие башкирской культуры, традиций, обычаев согласно Устава НКА, прежде всего имеется в виду возрождение этнического самосознания человека, укрепление и развитие его. ХХ1 век, век интеграции культур направлен на развитие устойчивых отношений этнических культур. Уникальная башкирская культура, дошедшая до наших дней, плод вооброжения, образ мышления, история развития в целом башкирского народа. Она должна жить, служить людям.
(из книги Башировой Ф.Т.)