(29 декабря 2015) Интервью с профессором Константином Толкачевым, Председателем Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан.
Визитная карточка
Константин Борисович Толкачев родился 1 марта 1953 года в городе Новокузнецке Кемеровской области. Трудовую деятельность начал в 1970 году подручным сварщика труб на Кузнецком металлургическом комбинате. С 1971 по 1973 год служил в рядах Советской Армии в танковых частях Северной группы войск на территории ГДР. Окончил Рязанскую высшую школу МВД СССР, Академию МВД СССР. В 1977–1996 гг. занимал руководящие должности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. С августа 1996 года по 2003 год К.Б.Толкачев являлся начальником Уфимского юридического института МВД России.
С марта 1999 года К.Б.Толкачев является депутатом Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан. Избирался Председателем Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан второго, третьего и четвертого созывов. В 1999–2001 гг. – член Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель представителя Российской Федерации в Палате регионов Конгресса местных и региональных властей Европы.
Член Совета законодателей Российской Федерации. Является председателем Комиссии по вопросам помилования при Президенте Республики Башкортостан, членом Президентского Совета Республики Башкортостан.
К.Б.Толкачев – доктор юридических наук, профессор, автор более трехсот научных работ. С 2002 года – действительный член Академии юридических наук Российской Федерации. В 2005 году избран профессором Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Лауреат VIII Всероссийского конкурса «Карьера–2001» в номинации «Достоинство и авторитет». Член Всероссийской политической партии «Единая Россия». С 2009 года – секретарь политсовета Башкортостанского регионального отделения Всероссийской партии «Единая Россия».
В последние годы парламент Башкортостана приобрел признание и особый авторитет в вопросах развитости и полноты системы регионального законодательства среди субъектов Российской Федерации. Как законодательство помогает региону решать свои многотрудные задачи, каковы взаимоотношения парламентариев Башкортостана с исполнительными органами государственной власти, какие отношения связывают Государственное Собрание с Федеральным Собранием Российской Федерации, получается ли между ними продекларированное конституционное партнерство? Об этом и многом другом, имеющем отношение к тематике ЕврАзЮж, шла наша беседа с уважаемым гостем редакции.
– Уважаемый Константин Борисович, Башкортостан занимает поистине уникальное положение на самом стыке Европы и Азии. Как отражается этот географический фактор на жизнедеятельности одного из крупнейших субъектов Российской Федерации?
– Действительно, Башкортостан расположен на территории как Европы, так и Азии. Такое выгодное размещение нашей республики на основных магистралях между севером и югом, западом и востоком, особое евразийское направление в экономической стратегии нашего Башкортостана дает возможность создать благоприятный инвестиционный климат в нашем регионе.
Руководство нашей республики осознает, что в перспективе Азия в экономическом смысле приобретет такое же значение, каким обладает Европа. Мы наблюдаем сегодня, что Башкортостан, Татарстан, Свердловская и Оренбургская области, как наиболее сильные регионы России, являются важнейшими экономическими сегментами Российской Федерации для взаимовыгодного сотрудничества двух континентов – Европы и Азии. Если говорить о роли юридического сообщества в этих процессах, то в наиболее концентрированном смысле она отмечена в предыдущем номере Евразийского юридического журнала Президентом Межрегиональной ассоциации юридических вузов России, президентом УрГЮА, профессором В.Д.Переваловом.
Безусловно, главы представительных органов субъектов Российской Федерации совместно с членами Межрегиональной ассоциации юридических вузов России активно участвуют в работе Европейско-Азиатского правового Конгресса с момента его возникновения как важнейшего инструмента в реализации весьма значимых проектов, отвечающих национальным интересам как каждого государства в отдельности, так и всего мирового сообщества. Принят ряд мер со стороны федерального центра с учетом рекомендаций данного правового Конгресса по поиску путей превращения территории указанных субъектов РФ в «зону свободного предпринимательства», что могло бы дать мощный толчок для еще большего экономического эффекта нашим регионам, расположенным на стыке Европы и Азии.
Следует напомнить: еще 10 декабря 2000 года Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан подписали Декларацию об учреждении международной организации – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Спустя десять лет мы с удовлетворением отмечаем, что, несмотря на ряд издержек, все же происходит сближение и унификация национальных законодательств этих стран, приняты решения консолидированного характера по увеличению совокупного экономического потенциала договаривающих сторон, проведена структурная перестройка экономики с целью их взаимодействия в условиях интеграции. Заключены важнейшие договоры по регулированию таможенных соглашений, решаются вопросы взаимных расчетов с использованием единой валюты – российского рубля. Все это значительно смягчило последствия глобального экономического и финансового кризиса и способствовало росту экономических связей не только России, но и ее субъектов, в том числе Башкортостана, со странами СНГ.
Усилия по реализации совместных программ экономического развития субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ, способны превратить их в своего рода метрополию, т. е. «ближнюю Европу», для стран Средней Азии, а также Белоруссии, Украины, входящих в СНГ, и стран Прибалтики, входящих в ЕС. Тесные экономические взаимосвязи являются гарантией безопасности и роста доверия по отношению друг к другу. Несмотря на финансово-экономический кризис, Башкортостан, находящийся на стыке Европы и Азии, имеет, как признают аналитики, стратегическое значение в современных глобализационных и региональных интеграционных процессах.
– Сегодня Республика Башкортостан по основным макроэкономическим показателям входит в первую десятку регионов России. Республика имеет большое количество собственных хозяйственных систем во многих отраслях экономики, органически включенных в российский хозяйственный комплекс.
– Если обратиться к статистике, республика по праву занимает 5-е место по вводу жилых домов; 6-е – по объему платных услуг населению, 7-е – по обороту розничной торговли, 8-е – по объему инвестиций в основной капитал; 9-е – по объему валового регионального продукта и строительных работ. Мы видим, что в этих успехах отражается и общероссийская тенденция постепенной трансформации экономики к социально-ориентированной рыночной экономике. Процесс углубления рыночных преобразований сопровождался решением важнейших задач сохранения и наращивания имеющегося производственного потенциала, усилением социальной ориентированности экономики, правового регулирования предпринимательской деятельности.
Наиболее значимым для сопровождения проектов экономического блока был ряд пакетов нормативно-правовых актов. Среди них Закон РБ «О промышленной политике», Закон РБ «О приватизации государственного имущества в Республике Башкортостан», Закон РБ «О развитии малого предпринимательства», Закон РБ «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов», Закона РБ «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан», Закон РБ «О коневодстве», Закон РБ «О пчеловодстве», Закон РБ «О продовольственной безопасности» и другие. Следует сказать и о том, что в начале первого десятилетия нового века значительно обновилась Конституция РБ, что было обусловлено воздействием изменений, происходящих в конце XX – начале XXI в., и необходимостью развития системы республиканского законодательства в соответствии с общефедеральной законодательной системой и нормами международного права.
– Уважаемый Константин Борисович, для читателей нашего журнала, ориентированного на евразийскую аудиторию, было бы интересно узнать о народе, имя которого носит республика.
– В Республике Башкортостан живет и трудится более 130 национальностей, принадлежащих к различным конфессиям и социальным группам, очевидно, это находит свое отражение в деятельности Парламента как высшего законодательного органа республики. Во многом благодаря взвешенной позиции руководства республики в советский (да и постсоветский) период и по сей день сохраняется достаточно стабильная ситуация в межнациональных отношениях, позволяющая в общем избежать межнациональных разногласий. По всеобщему признанию, четырежды орденоносная республика является одним из наиболее развитых в социально-экономическом отношении регионов среди 83 субъектов Российской Федерации.
Если взглянуть на историю нашей республики, то, по утверждению ученых-историков, первые письменные упоминания об отдельных племенах, вошедших в состав башкирского народа, встречаются в сочинениях Геродота (V в. до н. э.). На карте Птолемея (II в. н. э.) показана река Daiks (ныне р. Урал). Ценные сведения содержатся в сочинениях Саллама Тарджемана (IX в.) и Ахмеда ибн-Фадлана (X в.); ал-Балхи (X в.), которые писали о башкирах как о народе, разделенном на две группы, одна из которых обитала на Южном Урале, другая – около Дуная, близ границ Византии.
Со второй половины XVI до начала XIX века башкиры занимали территорию от левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от р. Сылвы на севере, включая все левобережье Волги, до среднего течения Яика на юге, т. е. находились на Среднем и Южном Урале, в Приуралье, включая Приволжье и Зауралье.
Далее происходит образование союза башкирских племен. С X в. среди башкир распространяется ислам, ставший в XIV в. господствующей религией.
В середине XVI в. башкиры приняли русское подданство на основе соглашения с правительством Ивана Грозного. С тех пор на благодатной земле живут в мире и дружбе россияне, принадлежащие разным национальностям и исповедующие православие, ислам, иудаизм, буддизм и др. В результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратились феодальные междоусобицы, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения. Устанавливались хозяйственные и культурные связи между башкирами и русскими переселенцами. Русское правительство гарантировало сохранение за башкирами занимаемых ими земель на основе вотчинного права. В 1574 г. была основана будущая столица Башкортостана – город Уфа.
19 мая 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики», в котором определялись взаимоотношения органов государственной власти республики и Российской Федерации.
В годы Великой Отечественной войны Башкортостан превратился в один из крупнейших регионов по приему эвакуированных предприятий и населения, обеспечению фронта вооружением, горючим, продовольствием и снаряжением. В 1941–1942 гг. республика приняла и разместила около 100 эвакуированных заводов и фабрик, десятки госпиталей, ряд центральных государственных и хозяйственных организаций, 278 тысяч беженцев.
За мужество и героизм 261 человек, родившийся и призванный из республики, удостоен звания Героя Советского Союза, в том числе летчик-штурмовик Муса Гареев дважды.
Переход народного хозяйства республики к мирному строительству после войны был завершен к концу 1946 г. Возросла добыча нефти на Туймазинском, Шкаповском и Арланском месторождениях, вследствие чего Башкортостан превратился в крупнейший центр нефтяной промышленности страны. Вместе с добычей развивалась и переработка нефти.
В это время значительное развитие получили нефтяная, горнорудная, машиностроительная отрасли промышленности. Химическая промышленность превратилась в одну из ведущих отраслей народного хозяйства республики.
В условиях преобразований политической и экономической систем 3 августа 1994 г. был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан». Согласно Договору признавалось право Республики Башкортостан самостоятельно решать проблемы, связанные с государственным устройством, собственностью, бюджетом, законодательством, судоустройством, международной и внешнеэкономической деятельностью.
В республике сформировался парламент – Государственное Собрание – Курултай, состоящий из двух палат.
12 декабря 1993 г. был избран первый Президент Республики Башкортостан – Муртаза Рахимов. 24 декабря 1993 г. была принята Конституция Республики Башкортостан. 3 ноября 2000 года Государственное Собрание Республики Башкортостан приняло Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан». В рамках оптимизации взаимоотношений федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ 3 декабря 2002 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан», таким образом была завершена конституционная реформа. Обновленная редакция Конституции Республики Башкортостан содержит целый ряд принципиальных положений, направленных на дальнейшую гармонизацию взаимоотношений с федеральным центром, оптимизацию государственного устройства внутри республики, более четкое распределение полномочий между ветвями власти и представляющими их органами государства, укрепление демократии при осуществлении публично-властных функций, расширение прав и свобод человека и гражданина.
– Как бы Вы охарактеризовали роль возглавляемого Вами парламента в общефедеральном правотворческом процессе?
– Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан как субъект права законодательной инициативы в Государственной Думе рассматривает эту работу как одно из наиболее важных направлений своей деятельности. Так, только в течение 2009 года нами внесены 11 проектов федеральных законов. Законодательная инициатива парламента «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» была поддержана Федеральным Собранием, и соответствующий закон уже подписан Президентом России. Законопроект о внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О библиотечном деле» принят Государственной Думой в третьем чтении. Работа в этой сфере нашими депутатами ведется постоянно.
– Можно ли сказать, что наработанный механизм общероссийского правотворческого процесса достаточно результативен? Над чем еще стоит поработать федеральному и региональному законодателю?
–Думается, что законотворческая сфера нуждается в разработке более эффективных инструментов учета мнений субъектов Российской Федерации. Практика показывает, что из всего массива наших инициатив поддержку Государственной Думы получают лишь отдельные проекты, и то в случаях, если они затрагивают вопросы точечной корректировки законодательства.
Требует усовершенствования и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу от нескольких субъектов Федерации. Заслуживают интерес предложения подготовки поправок к законопроектам, принятым в первом чтении, на заседаниях Совета законодателей и его комиссий, что придало бы дополнительный динамизм общефедеральному законодательному процессу. Достойна внимания и идея создания совместной законодательной инициативы усилиями федеральных и региональных органов государственной власти, что позволило бы более точно разграничить полномочия.
– Уважаемый Константин Борисович, как выглядит Башкортостан среди субъектов РФ в вопросах установления внешних экономических связи со странами ближнего и дальнего зарубежья?
– Развитие международной деятельности выделяет в числе экономических приоритетов Башкортостана Президент республики Муртаза Рахимов. В его Послании народу и Государственному Собранию — Курултаю РБ отмечается, что «наращивание экспортного потенциала Башкортостана, продвижение республиканских товаров на внешний рынок требуют активного расширения кооперационных связей, участия республиканских производителей в международных альянсах».
Если до 1992 года партнерами республики выступали лишь около трех десятков зарубежных государств. В настоящее же время их уже более 90.
Мы развиваем международное сотрудничество, руководствуясь Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ». Год от года взаимодействие Башкортостана с внешними партнерами, в том числе и из Евразии, набирает обороты.
Для динамичного развития международных связей есть все основания: политическая и экономическая стабильность, богатейший природный и производственный потенциал, наработанный деловой авторитет и действенная поддержка международного сотрудничества со стороны руководства региона, высокий инвестиционный рейтинг. Расширение международных контактов способствует притоку иностранных инвестиций в экономику Башкортостана и продвижению ее внешнеэкономических проектов.
Приоритеты внешней политики Башкортостана – межпарламентское, межрегиональное, торгово-экономическое, деловое, научное и культурное сотрудничество. Самые активные государства – партнеры республики по всем этим направлениям – Австрия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Турция, Италия, Китай, Финляндия, США, а среди стран СНГ – Казахстан, Украина и Беларусь. Нашей республикой заключено более 30 межправительственных и межведомственных соглашений по развитию сотрудничества с отдельными государствами и регионами зарубежных стран. Такие контакты установлены с федеральными землями ФРГ – Свободным Государством Саксония и Саксонией-Анхальт. Плодотворно развиваются связи с Чехией и Словакией, взаимовыгодное сотрудничество установлено с Венгрией, Турцией, Китаем, Индией и многими другими странами. Создана система эффективной реализации достигнутых договоренностей.
Развитие внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан в 2009 году определялось влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Республика поддерживала внешнеторговые связи с 98 странами мира. Долгосрочные и взаимовыгодные связи у республики сложились со странами Европы, особенно Латвийской Республикой и Чешской Республикой, совокупный внешнеторговый оборот с которыми достиг более 1,0 млрд. долларов США. Динамично развивались торгово-экономические связи с Королевством Нидерландов, Республикой Казахстан, Республикой Индия, Китайской Народной Республикой, Итальянской Республикой, Турецкой Республикой. После некоторого перерыва Республика Башкортостан возобновила торговые отношения с такими странами, как Иракская Республика, Государство Кувейт, Республика Македония, Королевство Марокко и Султанат Оман. Впервые как с независимым государством установлены торговые отношения с Республикой Абхазия.
Наибольший удельный вес в общем объеме экспорта республиканской промышленности сохранялся за продукцией топливно-энергетического комплекса.
Практика доказала целесообразность организации представительств. Наглядный тому пример – Представительство Республики Башкортостан в Стамбуле. Представительство проводит большую работу по организации экономической и культурной презентации Башкортостана, а также отдельных предприятий республики. В настоящее время реализуются масштабные совместные башкирско-турецкие проекты, которые оцениваются сотнями миллионов долларов. В их числе – увеличение выпуска стеклотарной продукции в ООО «Русджам-Уфа», расширение пивоваренного производства ОАО «Амстар» и т. д.
В числе приоритетов внешнеэкономической деятельности на перспективу – восстановление и дальнейшее развитие связей со странами СНГ, углубление взаимовыгодного сотрудничества со странами Восточной Европы.
Межрегиональный товарооборот характеризуется хорошей позитивной динамикой. Задач у представительств множество. Они не только помогают нашим предприятиям участвовать в деловых встречах и различных выставках, знакомя с экономическими и культурными достижениями Республики Башкортостан жителей других регионов, что способствует созданию высокого имиджа Башкортостана и привлечению в республику инвестиции. Дни башкирской культуры и особенно национальный праздник «Сабантуй» собирают вместе представителей многонациональной России. Такое взаимодействие способствует укреплению различных экономических и культурных связей между регионами Российской Федерации и отвечает общенациональным интересам страны.
Мы живем в реальном мире информационного общества и всецело поддерживаем инициативу Президента Российской Федерации по переходу к технологиям новейшей коммуникации и программу «Электронное правительства». В контексте этих задач в республике с конца 2008 года реализована возможность электронного обращения в адрес Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан путем заполнения специальной формы на сайте и контроля за его состоянием в реальном времени.
Республики Башкортостан положительно отмечена на федеральном уровне. По результатам конкурса на лучший Интернет-сайт законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации официальный информационный портал Государственного Собрания – Курултая был отмечен Благодарностью Председателя Совета Федерации Федерального Собрания.
Уважаемый Константин Борисович, спасибо за подробную и очень содержательную беседу!
– Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Редакционный совет и Редакционную коллегию Евразийского юридического журнала за умелую, целенаправленную работу по дальнейшему развитию евразийского правового пространства. ЕврАзЮж действительно за короткие сроки превратился в серьезную научную и научно-практическую трибуну нашего Содружества.
Так держать!
Беседовал кандидат юридических наук, Заслуженный юрист, представитель ИД «Право и государство — пресс» по РБ и РТ Гаяз Файзуллин