(3 марта 2020) В Доме Дружбы народов Татарстана состоялся мастер-класс по башкирскому танцу от солистки Государственного академического ансамбля народного танца им. Файзи Гаскарова, основателя и руководителя Академии башкирского танца в городе Уфа Миляуши Хайбуллиной.
В рамках гастрольного тура Госансамбля народного танца из Башкортостана в Казани, артист ансамбля Миляуша Хайбуллина провела мастер-класс по основным элементам и особенностям исполнения башкирского танца для для всех заинтересованных, а также для студентов Казанского государственного института культуры.
У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, который тесно связан с хозяйственной жизнью и древними верованиями.
Башкирскому танцу свойственна фигурная организация движений, строящихся по принципу многократной повторяемости: бесшумные, легкие и плавные, движения в первой части фигуры чередуются с динамичными, резкими — во второй. Плавный «переменный ход» выполняет роль своеобразного пластичного рефрена: нередко фигура начинается с «переменного хода» и завершается игровым или подражательным движением. Движения ног отличаются разнообразием как в женском, так и мужском танцах. В основном это ходы и дроби: простой ход, боковой — с ударом внутренней стороны ступни одной ноги о другую, ход с носка на всю ступню, ход «накрест», «скользящие» ходы в сторону, назад, беговой ход с подскоками, прыжками и др.
Дробные движения подразделяются на простые и сложные. К первым относятся «тройной притоп» на полных ступнях, легкие притопы на месте; сложные движения сопровождаются подскоками, прыжками, поворотами. Дробные движения возникли в древности из подражания цоканью конских копыт, подтверждение этому — терминология танц. движений: «ат сабыу» («скачки»), «юрга йэрэшэ» («иноходь»), «ат саптырыу» («галоп»), «ат йугереуе» («бег коня»), «урэпсеу» («вздыбленный конь») и др.
По ходу занятия специалист детально разобрала и практически отработала с участниками основные движения, свойственные башкирской хореографии: «засучивание рукавов», «хлопание», «дроби», «переменный шаг» и «рукоделие».
Также участники мастер-класса разучили с Миляушей Хайбуллиной элементы из «Золотого фонда» башкирского Госансамбля — танцев «Гульназира», «Зарифа», «Загида», «Семь девушек» и «Бурзяночки».
Организатором мастер-класса выступила Национально-культурная автономия башкир Республики Татарстан при содействии Дома Дружбы народов РТ.
Любовь Тукаева,
Информационный центр ДДнТ