Эльвира Ансафовна рассказала, что в Белоруссии более 600 лет проживают местные татары, которые пришли на эти территории во времена Золотой Орды. Он потеряли язык, но сохранили этническое самосознание, веру, традиции.
Проживают также татары и башкиры, переселившиеся в советское время. Они стараются сохранить свою культуру и язык. В Минске, Гродно есть воскресные школы.
Правительство Республики Белоруссии уделяет большое внимание сохранению культуры национальных меньшинств. Есть Республиканский центр национальных культур, Межэтнический консультационный совет, на котором, к примеру, руководители национальных центров решают: кому и когда шить национальные костюмы. Деньги на эти цели выделяются из республиканского бюджета.
Ежегодно в Гродно проходит фестиваль народов Белоруссии. Он длится три дня. В нем участвуют все школы, учебные заведения, число участников достигает более 1200 человек. В первый день проходят колонны демонстрантов в национальных одеждах, на второй день принимают гостей в национальных подворьях, угощают национальными блюдами. Члены объединения «Чишма» готовят своими руками кыстыбый, вак-бэлэш, чак-чак, суп-лапшу, губадию. Звучат татарские и башкирские песни. Им в организации праздника помогает Российское консульство. Объединение «Чишма» ежегодно проводит татаро-башкирский сабантуй с традиционными спортивными соревнованиями.
Объединение «Чишма» имеет библиотеку и видеотеку. При объединении работает школа выходного дня, там изучают татарский и башкирский языки, историю и культуру татар и башкир. Созданы фольклорный ансамбль «Лейсан» («Первый весенний дождик»), вокально-инструментальный ансамбль «Чишма» («Родник»), детский коллектив «Герлэвек» («Весенний паводок»). С объединение сотрудничает исполнитель татарских и башкирских песен, композитор Ринад Хакимов.
Ежегодно благодаря поддержке Россотрудничества детей возят на экскурсии в Санкт-Петербург и Москву.
Общество «Чишма» активно участвует в различных мероприятиях, в том числе поэтических фестивалях. На татарском языке звучали стихи украинских поэтов Тараса Шевченко, Якуба Коласа, Янки Купалы. В 2014 году заняли 1-е место в конкурсе «Мы читаем Мажита Гафури», проводимом фондом культуры имени первого народного поэта Башкортостана.
На территории Белоруссии много памятных мест, связанных с татарами. Первый приходится на время Золотой Орды. С этого времени сохранились татарские названия белорусских деревень. А в Лиде жил хан Тохтамыш и крымские ханы.
При освобождении Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков погиб талантливый композитор Фарид Яруллин, автор балета «Шурале». Его отец Загидулла Яруллин — талантливый пианист и композитор. В годы жизни в Уфе он был частым гостем в семьи Мажита Гафури. Пожелтевшие от времени клавиши фортепиано в Доме-музее Мажита Гафури на ул.Гоголя, 28 «помнят» импровизированные концерты Загидуллы агая.
Род Мажита Гафури многочисленный. И в Белоруссии мы находим представителей славного рода. Эльвира ханум рассказала о художнице Фариде Габбасовне Гафуровой (по мужу Крюк), одной из активисток объединения татаро-башкирской культуры. Из истории семьи известно, что Мажит Гафури усыновил сына, расстрелянного белыми, старшего брата Магади. Звали его Габбас. Фарида ханум – внучатая племянница Мажита Гафури, дочь Габбаса Мазитовича Гафурова. До войны Габбас Мазитович закончил Военно-медицинскую академию в Ленинграде, получил специальность военного врача-офтальмолога. Габбас Мазитович прошел пол Европы, спасая раненых в годы Великой Отечественной войны. После войны судьба забрасывала его во многие уголки нашей необъятной страны. Выйдя в запас, он жил в Уфе. Габбас Мазитович в молодости хорошо рисовал и стоял перед выбором: поступать в Суриковское училище или в Военно-медицинскую академию. На семейном совете решили, что профессия врача более необходима в деле служения народу. Художественные способности проявились в дочери Фариде. Ее работа по шелкографии – изображение Шурале украшает офис Всемирного Конгресса татар в Казани.
Люция Камаева , председатель Совета фонда культуры имени Мажита Гафури.