Центр культуры народов России организовал Всероссийский просветительский и образовательный смотр-конкурс «Национальные головные уборы народов России». По итогам конкурса знакомимся с традиционным женским головным убором башкирских женщин.
Башкирский головной убор у женщин нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная функция: роль оберега играли нашитые на убор монеты, определенной формы ювелирные поделки, сердолик, раковины, перламутр, кораллы, плоды экзотических растений, птичьи пушки, когти и другие необычные предметы.
Самым распространенным был кашмау («кашбов», «кашпау») и кэлэпyш («калябаш). В оформлении кашмау первенствующую роль играли кораллы; они сочетались с серебряными нашивками. Круги из кораллов, мелких, затем крупных монет, нашивались на шлем вокруг отверстия. Основная часть шапочки покрывалась низками кораллов, прикрепленными одним концом у края, другим – у отверстия убора. Кроме длинных околоушных подвесок сулпы, кашмау сугы имелась спускающаяся на лоб теменная подвеска манлай сук. От массивной подбородочной пряжки каптырма на грудь свешивались длинные цепочки с ювелирными медальонами. Между шлемом и наспинной полосой располагалась треугольная или круглая бляха, игравшая роль не только затылочного украшения, но и оберега. Считалось, что это часть является самой энергетически чувствительной, поэтому такой оберег носили маленькие девочки и замужние женщины.
А кашмау особо следует сказать об оформлении наспинной ленты. Ее называли койрок – «хвост», реже олон, озон – ббуквально переводится «длинное». Эта полоса обычно доходила до края одежды; в большинстве
случаев она располагалась поверх праздничного халата, дополняя его
декоративное убранство. На кумачовой основе наспинника выкладывался бисером мозаичный узор из квадратиков, ромбов, треугольников и других фигур. По краю ленты прикреплялись раковинки кортбаш, кортмош; по поверьям, они оберегали от сглаза. Заканчивался наспинник бахромой
В начале ХХ в., по свидетельству этнографов, башкирские женщины средних лет надевали кашмау на платок, пожилые — на полотенцеобразное покрывало тастар.
Кашмау имелись лишь в состоятельных семьях. В последние десятилетия, в связи с возрождением фольклорных традиций, коралловые уборы приобрели большую популярность. В башкирском Зауралье появились кашмау, реставрированные или изготовленные из современных материалов. Новые уборы, созданные на старой основе, так часто включаются в сценический костюм, что начинают восприниматься населением как символ национальной одежды.
В начале ХХ в. кашмау входил в праздничный костюм у башкир. Богатый головной убор хранили в сундуках и надевали только на особые случаи. Кашмау был готовым убором замужних женщин. Именно по кашмау можно было понять, что девушка – замужняя. В деревнях девочки до вступления в брачный возраст, лет до 10-11, ходили с непокрытой головой. Только оберег в виде треугольника был главным украшением девочки. Позже на манер взрослых женщин закрывали волосы платком или надевали шапочку вроде тюбетейки, украшенную галуном.
Кашмау надевали в день никаха – венчания по башкирским традициям. Дорогое украшение могло быть подарено в виде части «калым» — выкупа. Никах, который снимала я для фотопроекта, весь башкирский национальный образ: кашмау, нагрудник, накосники, украшения и платье – подарок жениха.
Характерным убором молодых невесток – килен — были сдвоенные платки кушъяулык. В Челябинской и Курганской областях их носили еще в 50-60–е годы в течение одного-двух лет после свадьбы – пока молодая жена «не привыкнет к родне мужа». Сохранились эти уборы и кое-где на северо-востоке республики.
Кушъяулык – это большой платок-покрывало размером до двух метров. Его
украшением служат позумент и мелкие монеты, пришитые по краю около лица. Он был приобретен вместе с головной повязкой баш бэйзэмес – маленьким ситцевым платком, который складывался косынкой и повязывался под кушъяулык на лоб, а концы завязывались на затылке.
Кушъяулыки носили и с головными повязками, и с плоскими колпачками.
Середина длинной стороны платка, приходящаяся на лоб, украшалась с изнанки полосой гладкой ткани, вышитой счетной гладью или тамбуром. Среди вышитого узора помещали бисеринки или мелкие монетки. Край покрывала, надевая, слегка отгибали. Подбородник обшивали монетками, иногда к нему прикрепляли короткую коралловую сетку.
Подбородочная тесьма с монетами (сагалдырык, hакалдырык) являлась наиболее характерной деталью кушъяулыка на всей территории, где был принят этот убор.