История, культура

герб башкирии                    флаг башкирии

Башкиры (самоназвание — башкорт) – коренное население Башкирии (Башкортостан), входит в состав тюрко-угорского этнического мира. Общая численность составляет около 1,5 млн. чел. Башкиры – титульный этнос России.

В пределах Башкортостана проживает около 2/3 всего башкирского населения России. В Российской Федерации живут в основном в Татарстане, Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской и Тюменской областях. Расселены также в странах Средней Азии и Казахстане, на Украине. В антропологическом отношении неоднородны. Часть относится к субуральскому типу переходной уральской расы, на северо-западе этнической территории – к восточно-европейскому типу среднеевропейской расы, восточные башкиры близки представителям южно сибирской расы.

Язык башкирский, принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков. Разделяют два диалекта: южный (юртматинский) и восточный (куваканский). Значительное число башкир считает родным восточный диалект татарского языка. Письменность на основе русского алфавита.

По вероисповеданию башкиры – мусульмане-сунниты.

Этнос складывался на протяжении нескольких веков на основе коренных финно-угорских и кочевых тюркоязычных племен с активным участием булгарского компонента. К концу XV-нач. XVI вв. окончательно сложилась башкирская народность и сформировались её основные этнические признаки.

Ещё в 1980-х более 40% башкир были заняты в сельском хозяйстве; в настоящее время этот показатель значительно снизился. Положительным фактором устойчивости этноса является и то, что башкиры достаточно равномерно втягиваются во все отрасли городского хозяйства. Башкиры традиционно были одним из самых «эндогамных» (замкнутых в брачном отношении) этносов России. С 20-х годов ХХ в. ситуация стала изменяться. В настоящее время до половины горожан и около 15% сельских башкир состоят в национально-смешанных браках, в основном с татарами и русскими.

фото1

Судьба многих башкир так или иначе связана с Казанью. Примеров тому множество. Вот лишь несколько из них. В Казани произошло становление талантливой, многогранной личности ученого Т.А. Валиди. Здесь же была создана народным артистом Г. Альмухаметовым совместно с С. Габаши и В. Виноградовым опера «Сания».

фото2

Своим бескорыстным трудом, творчеством служат не только Республике Татарстан, но и приумножают творческое и научное богатство России Н.Д. Юлтыева, народная артистка России, Башкортостана и Татарстана; А.А. Абзгильдин,лауреат Государственной премии им. Г. Тукая, председатель правления Союза художников Татарстана; А.С. Султанов, генеральный директор ОАО«Мосты Республики Татарстан»; Н.Г. Хайруллин, ректор Казанского государственного финансового экономического института; Г.С. Исянгулова, заслуженная артистка Башкортостана и Татарстана; Р.К. Юлдашбаев, заслуженный архитектор Татарстана; Р.Ф. Имашев, заслуженный художник Башкортостана. Они составили ядро культурного общества “Башкорт йорто,”преобразованного в Национально-культурную автономию башкир г. Казани.

3

Отрадно, что в последние годы автономия пополнилась группой представителей молодого поколения, среди которых талантливый хореограф Татарского государственного академического театра им. Г. Камала Салима Аминева, ассистент режиссера телерадиокомпании «Татарстан» Миляуша Камалова, учительница танцев, студентка Казанского государственного университета культуры и искусств Гузель Ярмухаметова, фотограф и видеооператор нашей организации, студент Казанского государственного технического университета им. Туполева Равиль Баширов и другие.

4

Чтобы заинтересовать людей, используются различные формы деятельности с учетом их запросов. А запросы широкомасштабны: интересуют история, культура, быт своего народа, природа исторической родины, хочетсяговорить на родном языке, петь народные песни, знать и уметь танцевать башкирские танцы и многое другое. Для этого работаем над литературой, ищем пути, устанавливаем связи, изыскиваем возможности для проведения того или иного мероприятия.

В этом нам очень помогает Центр образования «Многонациональная воскресная школа», где дети, иногда впервые в жизни, соприкасаются сречью, национальной культурой своих родителей. Наличие в ней башкирского отделения — наша общая радость. Его слушатели добились заметных успехов. Башкирский танец в исполнении Раушании Камаловой, Лейсан Ахмадуллиной и Гульнары Хайбуллиной был представлен на городском итоговом фестивале 2001 года и отмечен как один из самых лучших. Такжебыли награждены участники конкурсов рисунков и фотографий.

5

Незабываемым событием для членов нашей автономии и их детей стало путешествие по Башкортостану летом 2000 года с посещением городов Уфы, Сибая, Мелеуза, древнего Аркаима, Каповой пещеры, озера Кандры, Нугушского водохранилища, музея башкирского писателя Д. Булякова. Обо всем этом был создан короткометражный фильм, который был отмечен администрацией г. Казани Почетной грамотой. В августе того же года удалось открыть выставку А.А. Абзгильдина впервые на родине, в г. Уфе. Выставка работала в течение месяца и имела большой успех.

Весной 2002 года группа детей посетила Эстонию с целью почтить память легендарного сына башкирского народа Салавата Юлаева, 250 лет со дня рождения которого исполнилось как раз в 2002 году. Делегация возложила цветы к памятнику народного героя, проведшего последние 26 лет жизни на каторге в г. Палдиски у Балтийского моря.

Кроме этого, дети приняли участие в фестивале «Его величество Танец», который проходил в эти дни в эстонском городе Хаапсулу, и стали его дипломантами. Встреча членов Башкирской и татарской национально-культурных организаций Эстонии в Доме союза международных объединений с поэтессой Фирдаус Тимербулатовной Башировой (председателем НКА башкир г. Казани) была приурочена ко Дню рождения татарского поэта Г. Тукая.

В процессе развития национального самосознания и воспитания гордости засвой народ неоценима роль общения со знаменитыми личностями. Деятельность нашего «Салона встреч» при Доме дружбы народов нацелена именно на это. Его гостями были Н.Д. Юлтыева, А.А. Абзгильдин, З.Д.Сунгатуллина, Ф.Т. Баширова, артисты Башкирского академического драматического театра им. М. Гафури.

Автономия башкир строит свою работу с учетом исторического родства башкирского и татарского народов и существования смешанных браков. Научно-практическая конференция, посвященная Волжской Булгарии, с выездом в древний город Булгар, вечер курая прошли в духе взаимного уважения башкир и татар. Также в духе единения прошел торжественный вечер, посвященный десятилетию национально-культурной организации башкир г. Казани. Автономию поздравили с юбилеем не только представители диаспор разных национальностей, проживающих в Татарстане, но с доброй миссией приехали и члены башкирской и татарской общин Екатеринбурга и Свердловской области.

Заметному оживлению деятельности автономии, ее успехам на международных, общереспубликанских, городских мероприятиях сопутствовали частичное финансирование расходов Ассоциацией национально-культурных организаций Республики Татарстан и открытие в Казани Дома дружбы народов. А создание при администрации г. Казани отдела по делам национальностей заставило заиграть наше многонациональное содружество всеми цветами радуги.

Достаточно отметить, что день башкирской культуры, проведенный в мае2002 года в г. Казани с приглашением гостей из Башкортостана, Набережных Челнов, Нижнекамска, стал возможен только благодаря этим учреждениям. То же самое следует сказать и о Курултае башкир Татарстана, работу которого обеспечила поддержка правительств Татарстана и Башкортостана. Это укрепляет наши надежды на дальнейшее сотрудничество. Необходимо отметить и то, что на Курултае было принято решение о придании башкирской автономии республиканского статуса и создании Национально-культурной автономии башкир РТ.

 

Башкиры в Татарстане

 Башкиры – народ с глубоким историческим прошлым. География их распространения обширна, история развития глубинна и интересна. Представители башкир, как Башкорт хан, Кул Гали, Салават Юлаев, Ахметзаки Валиди и многие другие оставили неизгладимые следы в истории не только своего народа. Знаменитые творения, как «Урал-батыр», «Акбузат», «Кысса и Юсуф», «Идегей и Мурадым», «Салават батыр» и множество других – это сама жизнь, процессы развития, формирования ныне существующего башкирского народа, корни которого уходят за тысячелетия. Истории известны Башкорт хан, ханы Волжской Болгарии из башкир, Кул Гали свою знаменитую поэму творил в Болгарах, а тысячелетняя Казань притягивала башкир всегда, как научный, культурный, торговый центр.

фото1

Впоследствии здесь произошло становление как ученого А. Валиди, увидели свет многие труды видного ученого Р.Фахретдинова, свою жизнь отдал борьбе за здоровье казанцев ученый-просветитель, главный врач Александровской больницы М. Кулаев, была создана народным артистом Г. Альмухаметовым совместно с С. Габаши и В. Виноградовым опера «Сания». Далее эстафету приняли ныне художественный руководитель Казанского хореографического училища, народная артистка Российской Федерации, Республик Башкортостан и Татарстан, профессор Юлтыева Н.Д., председатель Правления Союза художников Республики Татарстан в 1993-2009 г., лауреат Государственной премии им. Г. Тукая, заслуженный художник Российской Федерации, народный художник Татарстана Абзгильдин А.А., заслуженный художник Республики Башкортостан Имашев Р.Ф., народная артистка Республики Татарстан Исангулова Г.С. Этот перечень имеет продолжение в лице заслуженного архитектора Республики Татарстан Юлдашбаева Р.К., Султанова А.С. – заслуженного строителя Республики Татарстан, заслуженного деятеля искусств Татарстана, ведущего хореографа знаменитого театра им. Г. Камала Аминевой С.С. и многих молодых людей. Они продолжают сегодня добрые традиции башкирского народа творить, служить людям, независимо от местонахождения, местопроживания.

3

ХХ век для российских народов принес новые территориальные границы, при определении которых Советской властью не везде были учтены историческая национальная принадлежность определенной части населения России. Так башкиры оказались в Татарстане, Оренбургской, Самарской, Челябинской и других областях. Поэтому, башкиры Республики Татарстан в настоящее время представляют исконных и приезжих в разное время в поисках счастья и знаний башкир, вплоть до настоящего. О тесных многовековых связях башкир с древней Казанью говорят названия улиц столицы Татарстана Уфимская и Салавата Юлаева (Советский район), Башкирская и Сибай (Приволжский район), а названия кафе «Юрюзань» и много других примеров – это свойство открытости башкирской культуры для других национальных культур и является примером интеграции культур народов.

5

В 1998 году Распоряжением Главы администрации города Заинск и Заинского района Республики Татарстан Р.С. Хамадиевым были учреждены премии и стипендия имени Т.Ялчыгола (-аль башкорди) в целях стимулирования и поощрения особо отличившихся студентов, учащихся и работников образования Заинского района Татарстана. В 2005 году в Парке тысячелетия города Казани был возведен великолепный памятник из бронзы Кул Гали. Мемориальная доска на стене здания медресе «Мухаммадия» говорит о том, что Казань помнит и Мажита Гафури, Акмулле посвящаются вечера, проходят чтения. Поэтому, если этих классиков башкирской поэзии считают своим татары, чуваши, казахи, это не может не вызвать чувства гордости башкир за свой народ.

2

Дети башкиров, проживающих в Татарстане, посетили исторический город Алабуга.
Каждый человек носитель тех или иных свойств своих родителей и прародителей. Родное — есть родное. Оно в душе, в каждой клетке. Оно – стержень в жизни. Чувство родства с души выбивается не за один прием. Выбивается ли вообще до конца? В начале 90 –х годов прошлого столетия, в пору зарождения новой эпохи в истории человечества, в частности в истории советского народа, произошел вплеск этнических чувств у каждого гражданина советской страны. Возникли первые национально-культурные общества с целью возрождения самобытности, почти утраченных родных языков, культур, обычаев. История Курултая башкир Татарстана берет начало именно с этого времени.
Национально-культурное общество «Башкорт йорто» в г. Казани было создано в 1992 году. В том же году в Набережных Челнах, где насчитывалось около десяти тысяч башкир, по инициативе Л. Габбасовой родом из г. Сибая возникла национально-культурная община «Юлдаш». Впоследствии девять национально-культурных обществ города Казани, в том числе и «Башҡорт йорто», на 1 съезде народов Татарстана стали учредителями Ассоциации национально-культурных организаций Республики Татарстан, которая в настоящее время называется Ассамблеей народов Татарстана и объединяет около 60 подобных организаций республики.

4

При поддержке городской администрации города Набережные Челны башкирская община «Юлдаш» с самого начала заработал вдохновенно, бойко, открыв друг за другом три воскресных класса, сформировался фольклорный ансамбль «Гульназира», которая в 2008 году стала народным. Работа общества особо оживилась с предоставлением комнаты для общины в Доме дружбы «Родник». Здесь имеется небольшая своя бибилиотека, красочная юрта, стенды, костюмерная, проводятся обучение технике игры на курае, кубызе, репетиции, вечера и просто встречи. Есть хороший общий зал и кафе для мероприятий. С возникновением в 1995 году Исполкома Всемирного Курултая башкир появились новые идеи для расширения деятельности общины.
В 1998 году на основе закона РФ «О национально-культурных автономиях» казанская и набережночелнинская организации были перерегистрированы под названиями «Национально-культурная автономия башкир г. Казани» и «Национально-культурная автономия башкир «Шоңҡар» г. Набережные Челны, а в 1999 году родилась в Татарстане еще одна башкирская национально-культурная автономия «Урал» в городе Нижнекамск. В настоящее время при ней работает воскресный класс, фольклорный ансамбль.

6

В мае месяце 2002 года эти три организации, объединившись, созвали курултай-съезд башкир Республики Татарстан, на котором была положена основа будущей Национально-культурной автономии башкир Республики Татарстан — Курултая башкир Республики Татарстан. Поддержка руководства обеих республик – Башкортостана и Татарстана дала возможность провести этот форум на высоком уровне. Был избран Совет Курултая башкир и состоялись выборы делегатов на предстоящий 11 Всемирный Курултай башкир. Создание Совета Курултая башкир на республиканском масштабе вывело башкирские автономии на более высокий уровень развития. Далее одухотворенные участием в работе Всемирного Курултая башкир, прошедшего в июне месяце 2002 года в городе Уфа, делегаты от национально — культурных организаций оживили работу на местах, создавая совместно с другими подобными обществами атмосферу дружбы и доброжелательности в Татарстане.
2002 год знаменателен для автономий тем, что в этом году исполнилось 10 лет созданию башкирских национально-культурных обществ Казани и Набережных Челнов, в честь чего в этих городах прошли мероприятия по подведению итогов десятилетней деятельности организаций с участием гостей из Башкортостана и г. Екатеринбурга.
Национально-культурные образования башкир открыты для всех, кому близки культура, искусство башкирского народа. Вечера «Етегән шишмә», прошедшие во Дворце г. Нижнекамска в ноябре 2003 года, в 2007 году, вечер встречи в казанском доме дружбы в 2006 году собрали, вечера «Яҡташтар» в Набережных Челнах объединяют не только башкир, но и выходцев из Башкортостана, которым дороги башкирские пляски, песни, мелодии курая и живы трепетные чувства по Родине.
Своеобразным актом безвозмездной помощи и доброжелательности стали осмотр и диагностирование специалистами Уфимского офтольмологического центра под руководством заслуженного деятеля наук РФ и РБ, академика Академии наук РБ Азнабаева М.Т. около четырехсот человек в течение четырех дней в Набережных Челнах в мае 2003 года и около шестидесяти человек в Казани в 2005 году.
Со дня своего основания члены национально-культурной организации башкир Набережных Челнов мечтали об открытии башкирской школы. Эта задача стала приоритетной для Совета Курултая башкир Республики Татарстан со дня своего создания. Для претворения данной цели в жизнь в течение не одного года шла скурпулезная работа на разных уровнях с привлечением руководителей соответствующих ведомств, влиятельных лиц. Не раз состоялся серьезный разговор представителей Курултая башкир РТ и членов Исполкома Всемирного Курултая башкир с заместителем главы администрации Ф.З. Мустафиной об открытии башкирской школы.
Долголетнее упорство, старания общественников увенчались успехом в «год Салавата Юлаева» — 25 мая 2004 года Глава городской администрации Халиков И.Ш. при присутствии председателей Курултая башкир РТ Башировой Ф.Т., НКА башкир «Шоңҡар» Шариповой Ф.С. и депутата парламента РБ Ситдиковой Г.Р. подписал Распоряжение №158 об окрытии средней общеобразовательной башкирской школы в городе Набережные Челны. В сентябре 2004 года башкирская школа начала работать на базе средней школы №11 с целью отделения в дальнейшем в самостоятельную башкирскую школу. Учащиеся этой школы в дальнейшем стали призерами разных конкурсов и олимпиад по башкирскому языку, участниками конференций, выпускники поступают в ВУЗы Башкортостна. В ноябре 2007 года в ответ на ходатайство Курултая башкир Татарстана на имя Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова Правительство Республики Башкортостан безвозмездно предоставил для школы новый автобус марки ПАЗ.
Ни один народ не может существовать в изоляции от других. Интеграция происходила всегда, ее интенсивность неразрывно связана с развитием, цивилизацией общества. В связи с этим сохранение нации довольно трудо — и финансовоемкая задача, решение которой во все времена требует деликатного, бережного отношения. Сохранение культуры, родного языка, традиций и обычаев, почитание знаменитостей своего народа – это один из путей сохранения нации.
Легендарный Салават всегда был символом стойкости и единения не только для башкирского народа. Башкиры гордятся им. Носить его имя всегда было достоинством для башкирских мужчин. В 2004 году Республика Башкортостан отметила 250 летний юбилей своего батыра. От этого праздника не остались в стороне и башкиры Татарстана. Набережночелнинская автономия провела конкурсы, чтения, члены казанской организации посетили г. Палдиски Эстонской Республики, возложили цветы памятнику Салавата, осмотрели место ссылки, встретились с работниками музея, башкирами и татарами Эстонии. Приняли участие на вечере поэзии Г. Тукая. Итоговым мероприятием, посвященным юбилею героя башкирского народа, явились торжественные вечера с участием башкирских и татарских ученых в городах Казань и Набережные Челны.
Национально-культурные организации башкир Татарстана активные участники праздников и многих мероприятий, проходящих в республике. 2005 году тысячелетию города Казани была посвящена выставка работ непрофессиональных башкирских художников Татарстана Баширова Я.А., Сабитовой Лилии, Мухаметшиной Адили на открытии которой приняли участие член Исполкома Всемирного Курултая башкир профессор Азнабаев М.Т., председатель Союза художников РТ Абзгильдин А.А., заслуженный художник РБ Имашев Р.Ф., руководство Республики Татарстан.
Украшением праздника тысячелетия, прошедшего 27 августа 2005 года стала прекрасная юрта, подаренная башкирам Татарстана Президентом Республики Башкортостан М.Г. Рахимовым. Муртаза Губайдуллович на земле соседей, в башкирской юрте, вместе с башкирами Казани принимал высокопоставленных гостей праздника. Одним из высоких гостей был был Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев.
В Татарстане на республиканском уровне функционирует 13 национально-культурных автономий, среди которых Курултай башкир – одна из передовых организаций. Вечер, подготовленный на базе Антологии башкирской поэзии (ноябрь 2005 г.), оставил неизгладимое впечатление у представителей многих автономий. Вечер был ими оценен очень высоко.
Курултай башкир Республики Татарстан строит свою деятельность в тесном контакте с ведомствами обеих республик. Так общими усилиями в 2007 году были проведены ряд мер и торжественное заседание Курултая в городах Казань, Набережные Челны, а в Нижнекамске торжественный музыкально-литературный вечер «Етегән шишмә», посвященных к 450-летнему юбилею добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства.
Общественная работа, с одной стороны если интересна, с другой требует полной отдачи сил, нервов, времени и опирается в основном на патриотические чувства членов национально-культурного образования и интллектуальные возможности его руководителя. Создание и стабильная деятельность в течение десяти лет, например, Нижнекамского башкирского центра в основном является заслугой Председателя организации Г. А. Хасанова. Появление в Богатых Сабах Р.М.Валиуллиной дало возможность открытия там в 2008 году башкирского культурного центра «Ирәндек» и вести еженедельные радиопередачи на башкирском языке для населения данного региона. Нельзя не отметить постоянную заботу о башкирской школе Ирека Абдрахимова, Фании Шариповой, Айгуль Балягутдиновой, Альфии Файзуллиной и др.
В 2009 году впервые был организован фестиваль искусств башкирских детей Татарстана, который получил дальнейшее продолжение.

В работе Курултая башкир Татарстана, прошедшем в 2010 году в Казани участвовали делегаты из 15 регионов Татарстана, шесть из которых в дальнейшем приняли участие в работе Третьего Всемирного курултая башкир в г. Уфе.

Эти события вдохновили А.С.Ибрагимову – журналистку из Заинского района на создание в 2010 году башкирского культурного центра в своем районе. Первое большое мероприятие данного центра – День башкирской культуры и выставка картин непрофессионального художника Я.А. Баширова в Заинске оставили у участников мероприятия неизгладимое впечатление.
Общественная работа является частью нашей жизни, участие в ней дает возможность сопережевать события вместе со всеми, участвовать в решении всевозможных проблем. Поэтому башкиры Татарстана проявляют активность и в реализации мероприятий по Соглашению о сотрудничестве между Республиками Баш-кортостан и Татарстан, подписанному в декабре 2010 года, чему подтвеж-дением является участие башкир Татарстана на Днях культуры Башкортостана в Татарстане в сентябре 2011 г. Долголетие, устой-чивость культур этноса зависит от самосознания его представителей. Фор-мирование же самосоз-нания само зависит от очень многих факторов. Когда говорим, что основ-ной целью деятельности национально-культурных автономий башкир являются сохранение родного языка, общение на нем, сохранение и развитие башкирской культуры, традиций, обычаев согласно Устава НКА, прежде всего имеется в виду возрождение этнического самосознания человека, укрепление и развитие его. ХХ1 век, век интеграции культур направлен на развитие устойчивых отношений этнических культур. Уникальная башкирская культура, дошедшая до наших дней, плод вооброжения, образ мышления, история развития в целом башкирского народа. Она должна жить, служить людям.

Заслуженный работник культуры РБ, член Союза писателей РБ,
Председатель Курултая башкир РТ Ф.Т.Баширова.

 

bn-of-rt bn-uslugi bn-ufms bn-anrussia bn-prch